ключевые слова: первый пароход, скорость парохода, история парохода

ЗАЛЕССКИЙ Н.А.
"ОДЕССА" ВЫХОДИТ В МОРЕ, 1987

Великий князь согласился с Воронцовым. "Я вполне разделяю, - писал он 4 мая 1853 г. в своем ответе военному министру, - мнение князя Михаила Семеновича и вице-адмирала Серебрякова". Вместе с тем Константин обратил внимание на то, что заказ шхуны должен был идти через Черноморский флот, а не непосредственно от Серебрякова, хотя и с разрешения Воронцова. Такое же решение принял Николай I. Начавшаяся вскоре Крымская война помешала получить заказанную в Англии шхуну, а также заказать новые шхуны для замены парусных транспортов.

Кстати, если на Черном море вопрос о замене парусных транспортов паровыми не встретил никаких возражений, то на Балтийском море появились противники паровых транспортов. Свои возражения они обосновали тем, что парусные транспорты имеют большую грузоподъемность, чем паровые, а содержание их дешевле, и т. д. Потребовалась большая работа в этом направлении существовавшего в то время Пароходного комитета (Создан в 1842 г. (существовал до 1856 г.), рассматривал чертежи пароходов и решал другие вопросы пароходостроения (первоначально назывался "Комитет о построении пароходов для Балтийского флота и Каспийского моря")), чтобы он 2 ноября 1854 г. в своем журнале записал решение о необходимости замены парусных транспортов Балтийского флота паровыми транспортами. Вначале предполагалось построить две железные шхуны водоизмещением от 450 до 500 т, заказав железные части корпуса Камско-Воткинскому заводу, а машины построить в Петербурге и затем сборку корпусов произвести там же, что было одобрено Константином 21 июля 1853 г. Затем решили строить шхуну по чертежу "Аргонавта", но с машиной в 60 сил. Наконец было решено временно заказ отменить (16 августа 1855 г.).

Пароход "Прут". Фото. Из собрания автора

Мы не касались других пароходов, имевшихся в тот период на Черном море. Это были или военные пароходы, использовавшиеся преимущественно для нужд Черноморского флота, а участие некоторых из них в судоходстве, как, например, "Северной звезды" и "Метеора", было эпизодическим из-за нехватки коммерческих пароходов. Или же это были пароходы, построенные для специальных целей, например железный буксирный пароход "Сулин" водоизмещением 95 т с машиной в 60 сил. Его заказали в Англии "на предмет буксировки железной землечерпательной машины... при прочистке устьев р. Дуная". Пароход прибыл из Англии в Одессу в конце 1849 г.

Так же в Англии были заказаны в 1850 г. два железных буксирных парохода: в 100 сил "Дунай" (262 т) и "Прут" (310 т). Последнее судно прибыло из Англии в Одессу 16 сентября 1851 г. Оба парохода предназначались для буксировки судов Дунайской гребной флотилии, т. е. они были военными пароходами.

В ВОЕННУЮ СТРАДУ

В 1853 г. возникла война с Турцией, а в следующем году - с Англией и Францией. Началась так называемая Крымская война.

После войны 1812 - 1815 гг. преобладающей по своей военной силе державой в Европе стала Россия. Однако отсутствие в стране зрелой буржуазии и революционного рабочего класса, многомиллионное несознательное и закрепощенное крестьянство - все это обеспечивало сохранение феодально-крепостнического строя в России. Большая часть царствования Николая I (1825 - 1855 гг.) ознаменовалась более или менее успешными войнами, принесшими некоторые территориальные приращения России. Царь, считая Турцию "больным человеком", обреченной на скорый распад, решил форсировать раздел "имущества" этой страны, чтобы получить во владение Константинополь и проливы. Как казалось Николаю I, с Англией он договорился об этом разделе, а Францию не принимал во внимание, полагая ее неспособной вести войну после поражения Наполеона и революции 1848 г. Между тем величайшая индустриальная держава того времени - Англия вовсе не собиралась путем раздела Турции усиливать николаевскую Россию, а пришедший в 1852 г. к власти Наполеон III стремился к войне, которая усилила бы его как нового императора Франции. Господствующие классы Англии и Франции добивались устранения России как соперника на Ближнем Востоке, стремясь захватить Севастополь, уничтожить русский флот на Черном море и отторгнуть от России Кавказ. Таким образом, причины Крымской войны были заложены в реакционной, захватнической политике обеих сторон.

Внешним поводом к войне послужил "вопрос о святых местах". Католическое и православное духовенство постоянно враждовали между собой из-за права распоряжаться "святыми местами" в Иерусалиме и других районах Палестины. Важное значение придавалось обладанию ключами от вифлеемского храма, а на этот раз ключи благодаря успеху дипломатии Людовика Наполеона (будущего императора Наполеона III) перешли к католикам. Для того чтобы "призвать турок к порядку", 16 февраля 1853 г. в Константинополь прибыл чрезвычайный российский посол А. С. Меншиков. Самонадеянный и недальновидный политик, Меншиков вел себя в переговорах с турецкими министрами и самим султаном надменно и вызывающе. Он не понимал политической обстановки и, в частности, того, что за спиной Турции стоят Англия и Франция. Меншиков предложил султану подписать без всяких изменений составленную в Петербурге конвенцию между Турцией и Россией. Не добившись от него выполнения своих требований, Меншиков 9 мая покинул Константинополь, и дипломатические отношения с Турцией были прерваны. 14 июня Николаем I был подписан манифест о вводе русских войск в Дунайские княжества, "дабы доказать Порте, к чему может вести ее упорство". Однако Турция, получив поддержку Англии и Франции, предъявила России ультиматум об очищении этих княжеств русскими войсками. В ночь с 15 на 16 октября турки напали на пост Св. Николая, находившийся на западном побережье Кавказа, вырезав его гарнизон, а 19 октября Николай I издал манифест о войне с Турцией.

Крупным успехом в начале войны был Синопский бой 18 ноября, в котором эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова уничтожила турецкий флот, стоявший в Синопской бухте. Но 23 декабря в Черное море вошел англо-французский флот, причем его командующие получили следующее телеграфное предписание: "Всякое турецкое судно должно быть защищено нами в Черном море во всяком случае и против всякого враждебного действия".

Война с Турцией перерастала в войну с крупнейшими европейскими державами. Этого меньше всего желал Николай I, да и финансовое положение России не способствовало успешной войне против такой коалиции. Так, если дефицит в государственном бюджете 1849 г. составлял 28,6 млн. руб., то в 1850 г. он увеличился до 38 млн. руб. при бюджете в 200 млн. руб. с небольшим. В 1842 г. при бюджете в 187 млн. руб. расходы на армию составили 69 млн. руб., т. е. 36 %, а в 1852 г. при бюджете в 261 млн. руб. расходы на армию были 73 млн. руб., т. е. только 27 %.


Карта Черного моря с указанием пароходных линий. Составлена автором

Естественно, что русская армия и флот по своему техническому оснащению и вооружению резко отставали от своих западноевропейских противников. Дипломатические отношения с Англией и Францией 18 февраля 1854 г. были прерваны, а в середине марта эти государства объявили войну России. И хотя англо-французский флот начал войну с нападения на Балтийское и Беломорское побережья России (что дезориентировало царя в намерениях противника), но главной целью Англии и Франции в этой войне являлось уничтожение Черноморского флота и захват Севастополя.

Экспедиционная армия англо-французов и турок при поддержке большого парусно-парового флота 1 сентября 1854 г. беспрепятственно высадилась в Евпатории. Неудачное Альминское сражение, проигранное главнокомандующим русскими войсками в Крыму - любимцем Николая I, бездарным полководцем А. С. Меншиковым, - открыло путь неприятелю к Севастополю. Благодаря блестящей организации обороны города, которую возглавили талантливые адмиралы П. С. Нахимов и В. А. Корнилов, союзники в продолжение 349 дней никак не могли взять Севастополь - русские солдаты и матросы "в облитых кровию стенах" покрыли себя неувядаемой славой. Однако крепостническая Россия проиграла Крымскую войну. Поражение России, как писал К. Маркс: "... вскрыло гнилость ее социальной и политической системы".

В нашу задачу не входит описание Крымской войны. Рассмотрим лишь пароходные сообщения на Черном море, имевшие место в этот период, и использование коммерческих пароходов во время войны. Крымская война была, пожалуй, первой в истории войн, в которой более или менее широко начали использоваться пароходы. При полном отсутствии у России на Черном море винтовых судов и -ограниченном количестве военных колесных пароходов было вполне естественно, что большинство коммерческих пароходов использовалось в войне.

На 1853 г. предусматривались пароходные сообщения на Черном и Азовском морях по всем установившимся линиям по опыту прошлых лет. Разрыв дипломатических отношений, а затем и война с Турцией мало отразились на пароходных сообщениях, ибо на море господствовал Черноморский флот России. Исключением являлись заграничные линии, в частности линия Одесса-Константинополь, которая, естественно, была закрыта. Уже 12 октября последовало указание начальника Главного морского штаба о вооружении и снабжении пароходофрегатов "Крым", "Одесса" и "Херсонес" с целью составить из них "пароходную эскадру" с нахождением ее на Одесском рейде. Однако фактически эти пароходофрегаты находились впоследствии в Севастополе в составе Черноморского флота. После довооружения пароходов (мы помним, что часть артиллерии они имели и во время коммерческих рейсов) "Крым" и "Одесса" стали иметь по два 254-мм и четыре 24-фунтовых (150-мм) орудия, а "Херсонес" - одно 254-мм, одно 56-фунтовое (190 мм) и четыре 24-фунтовых орудия.

Министерство финансов в своем объявлении от 23 октября сообщало, что в связи с военными действиями Турции против России "прекращаются прямые торговые сношения между обоюдными подданными", а также пароходные сообщения между Одессой и Константинополем. Вместе с тем, как было сказано в этом объявлении, "... оценяя важность таких сообщений для общей пользы торговли", правительство предоставило право австрийской пароходной компании "Ллойд" "... содержать правильные сношения между Одессой и Константинополем посредством пароходов и перевозить на оных не только пассажиров и товары, но и письменную корреспонденцию". Действительно, 27 ноября из Галаца в Одессу прибыл австрийский пароход "Фердинанд I" с 175 пассажирами, из которых 174 следовали в Константинополь. Через три дня, 30 ноября, пароход, приняв на борт в Одессе еще двух пассажиров, вышел в Константинополь. Хотя австрийский пароход и должен был ходить из Одессы в Константинополь каждые 15 дней, но дальнейших сообщений об этих рейсах в периодической печати не последовало. По-видимому, вступление в Черное море англо-французского флота и малое число желающих ездить в таких условиях в Константинополь сделали эти рейсы австрийских пароходов нецелесообразными. Да и, кроме того, сама Австрия весьма скоро вместо "дружественного нейтралитета" заняла довольно недружелюбную позицию в отношении своего бывшего союзника - России.

Наступивший 1854 год принес ухудшение военной обстановки: англо-французский флот не только вошел в Черное море, но союзниками было объявлено, что отныне русским военным судам запрещалось выходить из своих портов, в противном случае англо-французы будут принуждать их возвращаться в эти порты, вплоть до применения ими силы. Естественно, что теперь не могло быть и речи о регулярных пароходных сообщениях по Черному морю. В этом году пароходы ходили лишь по двум местным линиям: Таганрог - Ростов и Овидиополь - Аккерман. Правда, с началом навигации 1854 г. была сделана попытка открыть сообщение между Керчью и Таганрогом, для чего из Севастополя после зимовки в марте пришли в Керчь пароходы "Таганрог" и "Бердянск".

Вид Одесского порта с бульвара, 10 апреля 1854 г. Литография В. Тимма

Первым рейсом в конце апреля вышел из Керчи пароход "Таганрог", однако 30 апреля утром у него произошла поломка машины: сломался подшипник штока левого цилиндра, шток упал на дно цилиндра и повредил его и стенку цилиндра, сам же поршень дал трещины (напомним, что на этих пароходах стояли паровые машины с качающимися цилиндрами). Пароход дошел до Таганрога под парусами, а затем на буксире парохода "Бердянск" был доставлен в Керчь, где его машина поступила в ремонт. Комиссия, расследовавшая причины поломки машины, нашла, что "металл в изломах подшипника оказался неплотным, ноздреватым". Второй пароход "Бердянск" благополучно совершил два рейса в Таганрог, но во время пробы машины перед началом нового рейса на нем также произошла поломка машины: сломался подшипник вала левого цилиндра, поршень упал и повредил дно цилиндра.

1855 год принес России дальнейшее ухудшение обстановки на Черном море. Во-первых, 7 января союзники объявили о "строгой блокаде" всех русских портов Черного и Азовского морей с 20 января, а во-вторых, 12 мая значительный англо-французский флот вторгся в Азовское море. Неприятель овладел Керчью, бомбардировал Таганрог, большая часть русских пароходов погибла (была уничтожена самими экипажами). В этих условиях о пароходных сообщениях на Азовском море не могло быть и речи.

Остановимся теперь кратко на использовании во время войны коммерческих пароходов, памятуя, что большинство из них по своей конструкции почти не отличались от военных пароходов.

Английский военный пароход, подойдя к Одессе 27 марта 1854 г., направил в порт шлюпку якобы с целью узнать, выехал ли из города английский консул. Получив ответ, что консула в городе уже нет, шлюпка пошла обратно к пароходу. Но последний, не ожидая подхода к нему шлюпки, направился к Одесскому порту, что вызвало огонь русских батарей, защищавших вход в порт. Из четырех выстрелов одно ядро попало в кожух парохода. Эта провокация противника дала формальный повод англо-французской эскадре 10 апреля бомбардировать Одессу. Не добившись никаких ощутимых результатов и получив отпор со стороны русских батарей, неприятельский флот через три дня покинул Одесский залив.

Особенно сильный огонь англо-французов был направлен на Практическую гавань, в которой стояли коммерческие суда, в том числе и пароход "Андия". Вскоре начались пожары. "Андия" получила 16 надводных пробоин, на ней загорелась "кожуховая каюта". Пожар потушили, но во избежание гибели парохода открыли кингстоны и затопили его. 25 апреля кингстоны закрыли, воду откачали, и пароход подняли (К. Зеленецкий в "Записках о бомбардировании Одессы" (Одесса, 1855) утверждает, что в Практической гавани был также затоплен пароход "Днестр"). В дальнейшем "Андия" занималась перевозками между Одессой и Николаевом. Уже 22 мая после небольшого ремонта она доставила в Николаев один из котлов для парохода "Тамань" (эти котлы вначале предназначались для "Еникале", но он погиб в 1853 г.). 2 сентября "Андия" доставила на буксируемой ею барже машины, поднятые с погибшего под Одессой 30 апреля английского пароходофрегата "Тайгер" (судно в тумане село на камни и было расстреляно русской артиллерией).

Решение о вооружении пароходов "Петр Великий" и "Дарго" и включении их в отряд для защиты устья Днепровско-Бугского лимана было принято 8 апреля 1854 г. Пароходы вооружили четырьмя 18-фунтовыми (137-мм) карронадами и двумя 3 фунтовыми (47-мм) пушками каждый. Осенью того же года, 22 сентября, к Очакову подошли четыре неприятельских пароходофрегата (один был 28-и, два 16-и один 12-пушечный) и открыли огонь по укреплениям и отряду судов, состоявшему из "Петра Великого" и "Дарго" и пяти гребных канонерских лодок. После трехчасовой перестрелки англо-французские пароходы, получив повреждения, ушли. Из русских судов получили повреждения лишь канонерские лодки.



Если вам по душе проект cartalana в целом и данная рубрика в частности... Если вам нравится читать материалы, представленные здесь, без навязчивой рекламы... Если вы ожидаете новых интересных материалов, то единственная сотрудница и хозяйка этого сайта будет благодарна за любую оказанную помощь. WMR R396405561939, WMZ Z157344457547

еще в разделе "ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ"

главная
содержание
⇦ Ctrl назад / наверх / вперед Ctrl ⇨


Купить билеты на концерт лепса
Биржа билетов. Анонсы спектаклей, выступлений и концертов
concert.kassiroff.ru
Сковорода для паэльи
керамическое покрытие - ничего не пригорает! Красивые сковороды! Смотрите
opamuurikka.ru

cartalana.ru 2008-2014